Ласкер-Шюлер Эльза (Эльберфельд, 11.2.1869 — Иерусалим, 11.1.1945). Внучка раввина и дочь архитектора, она вначале вышла замуж за врача Бертольда Ласкера, а затем за директора журнала «Штурм» Герварта Вальдена. Позднее сблизилась с Готфридом Бенном и другими экспрессионистами. Принадлежала к литературной богеме; ее томила постоянная жажда нового, и состояние депрессии чередовалось с повышенной активностью. Чаще всего она жила в убогих меблированных комнатах в Берлине, не имея никаких средств к существованию. Зато в воображении она уходила в сказочный мир, давала друзьям восточные имена, а когда сочла, что стареет, изменила дату своего рождения и «помолодела» на семь лет. В 1932 г. получила премию Клейста, самую значительную из литературных наград, присуждаемых театральным произведениям. Год спустя эмигрировала в Швейцарию, а в 1937 г. в Иерусалим. Первый сборник ее стихов вышел в 1902 г. под заглавием «Стикс». И уже здесь большая часть стихотворений может быть отнесена к экспрессионизму. Однако самые известные произведения Ласкер-Шюлер появились позднее. Они входят в состав сборников «Мои чудеса» (Meine Wunder) и «Еврейские баллады» (Hebraische Balladen, 1913). Ее последний сборник «Мой голубой рояль» (Mein blaues Klavier) вышел в свет в 1943 г. Эльза Ласкер-Шюлер выработала совершенно индивидуальный поэтический язык, мир образов, который в полном объеме доступен лишь посвященным, но может привлечь, в силу свое обычности интонации, и неподготовленных читателей. Сообщаемые ей самой биографические сведения весьма характерны для ее лирического героя: «Я родилась в Фивах (Египет), но пришла в этот мир также и в Рейнской области, в Эльберфельде. До одиннадцати лет я ходила в школу, я была Робинзоном, пять лет прожила на Востоке, а теперь веду растительное существование».
Значительная часть ее творчества представлена стихами о любви. Приводимое ниже стихотворение адресовано Готфриду Бенну и озаглавлено «Слушай»:
Ночами я краду
Розы с губ твоих
Чтобы ни одна женщина не смогла
пить с них влагу
Та, что сжимает тебя в объятиях,
Присвоила мою дрожь
Которой ты весь укутан
Кромка твоей дороги — это я
Я, что с тобою Круто иду вниз
Чувствуешь ли мое живое одиночество
Повсюду
Как ускользающую даль?
Она является также автором двух романов: «Вуппер» (Die Wupper, 1909) и «Аронимус и его предки» (Arthur Aronymus und seine Vater, 1932). В обоих произведениях она с особой настойчивостью воссоздает сцены из собственной жизни и ту среду, которую знала в детстве: «Вуппер» представляет собой любовную историю времен первых прядильных фабрик; второй роман рисует напряженные взаимоотношения между евреями и христианами в Вестфалии до 1848 г. Что же касается ее рассказов — некоторые из них вошли в сборники «Ночи Тино Багдадского» (Die Nachte der Tino von Bagdad, 1908) и «Принц Фиванский» (Der Prinz von Theben, 1914), — то они имели гораздо меньший успех у публики.