Марк Франц

0
758

Марк Франц (Мюнхен, 8.2.1880 — Верден, 4.3.1916). Вначале Марк изучал теологию, затем филологию, а в 1900 г. внезапно решил последовать примеру отца и стать художником. Сожалея о всеобщем упадке веры, Марк надеялся в искусстве обрести путь к новому братству. По его убеждению, вне религиозного духа никогда не было и не могло быть великого искусства. До 1903 г. он учился в мюнхенской Академии художеств, затем, в том же году, отправился впервые в Париж; его живо заинтересовали импрессионисты, однако это открытие никак не отразилось на живописи Марка. То же повторяется в 1907 г.: он восхищен импрессионистами, но только Ван Гог оказывает на его творчество глубокое влияние, заметное лишь с 1909 г. Марк уже понимал, что самое главное — это выражать «внутреннюю правду вещей» и что прийти к ней невозможно ни умозрительно, ни через изучение природы. Единственно верное направление поиска указывало воображение. Поэтому в последующие годы он стремился развить силу воображения, стараясь проникнуть в сердце природы. Он вникал в анатомию животных, постигая законы природы, развивал способность создавать в своем воображении новые существа, которые были бы вполне реальны, ибо сотворены в соответствии с законами естества. Он шел к упрощению формы, чтобы выразить в символико-патетических образах тайны природы. К 1910 г. ему удается решить эту задачу лишь в плане построения картины; цвет, связанный с предметом изображения, по-прежнему сохраняет случайный характер и противоречит выразительности. В этом году Марк впервые выставляет свои пленэрные работы, где живописный фон создается с помощью светлых тонов; отзывы критиков были благожелательны. Тогда же Марк знакомится с Августом Макке и благодаря ему открывает автономную экспрессивную силу чистого цвета. Марк углубляется в проблемы цвета с той же страстью, с какой прежде отдавался проблемам композиции, разрабатывает собственную теорию выразительного назначения красок. Встретившись с Кандинским, он в 1911 г. вступает в Новый союз художников Мюнхена. Знакомство с близкими ему поисками новых друзей, в чем-то опередивших его собственные искания, заставляет Марка быстрее двигаться вперед. В то же время он все больше сосредоточивается на композициях с изображением животных. Он пытался писать обнаженную натуру, но без особого успеха. «Окружавшие меня безбожные люди (в основном мужского пола) не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру». Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животным и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом.

Некоторые находки кубистов помогли ему органично вписать предмет в окружающую среду, а новшества футуристов использовались им в создании точно выверенных ритмических эффектов. В 1911 г., выйдя из Нового союза художников, Марк и Кандинский занялись организацией выставок «Синего всадника» и изданием одноименного альманаха. В 1913 г. Марк и Макке едут в Париж, где встречаются с Делоне. Франц Марк уделял большое внимание отбору и развеске картин, представленных на первом берлинском Осеннем салоне. Поездки в Париж и Берлин укрепили в нем убеждение, что он еще не обрел синтеза внешнего и внутреннего мира. Полагая, что формы являются воспоминаниями, художник в 1914 г. окончательно отходит от изображения объектов и создает абстрактные полотна, источником которых служит лишь воображение. В 1914 г. он был мобилизован, а в 1916 г. погиб под Верденом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ