Нольде Эмиль

0
940

Нольде Эмиль (Нольде, Шлезвиг, 7.8.1867 — Зеебюль, 13.4.1956). Сын крестьянина из северного Шлезвига, Эмиль Хансен в 1901 г. избрал своим псевдонимом название родного селения. Когда он понял, что не расположен к земледелию, Хансен поступает на мебельную фабрику обучаться работам по дереву (1884). Так проходят четыре года. Затем он приезжает в Карлсруэ, где работает краснодеревщиком и одновременно учится в Художественно-ремесленной школе. В 1890 г. он поселяется в Берлине, занимается проектированием мебели. Много рисует в музеях; в особенности его привлекает ассирийское и египетское искусство. С 1891 г. он преподает индустриальный дизайн и орнаменталистику в Школе прикладного искусства в Санкт-Галлене. Сильное впечатление на него оказывает творчество Ходлера и Бёклина. Аллегорическое изображение природы, характерное для Бёклина, особенно ему близко, так как перекликается с его собственными поисками. В 1894 г. он рисует швейцарские горы, олицетворяя их, придавая им черты гротескных масок. Эти работы, напечатанные в виде почтовых открыток, принесли ему такой финансовый успех, что он получил возможность стать свободным художником. В 1898 г. он едет в Мюнхен, берет частные уроки рисования, в том же году занимается живописью у Хёльцеля в Дахау. Затем девять месяцев проводит в Париже, посещает академию Жюлиана, пристально интересуется импрессионизмом. Летом 1900 г. возвращается на родину, в последующие годы путешествует, в частности посещает Копенгаген и Берлин, и наконец поселяется на острове Альзен (1903). Нольде инстинктивно выражает цветом образы, подсказанные его фантазией. Работая на природе, он испытывает чувство, близкое к экстазу. Нанося на холст краску, сияющая яркость которой полна экспрессии, заряжена внутренней силой, художник работает то пальцами, то кистью, то обрывками картона. Этот цветовой вихрь, так восхищавший художников объединения «Мост», получил наименование экстатического или драматического импрессионизма.

В 1906 г. Нольде принимает приглашение вступить в объединение «Мост» и в 1906—1907 гг. участвует в его выставках. Во время длительной поездки в Дрезден в 1907 г. он близко знакомится с членами «Моста». Он передает молодым художникам секреты техники плоского офорта, осваивает благодаря коллегам гравюру на дереве и литографию. В этом же году Нольде выходит из состава «Моста», но поддерживает с участниками объединения дружеские отношения и в 1910 г., как и они, вступает в берлинский Новый Сецессион.

До 1909 г., беря за основу видимую реальность, Нольде пишет портреты, пейзажи, сады. Цвету он отводит все большее значение, поверхность его холстов напоминает разостланный ковер; художник продолжает стремиться к большой простоте и насыщенности, стараясь, по его собственному выражению, «внести новые тона в природу, проецируя на нее свою эмоциональную и духовную жизнь». В 1909 г., оправившись от тяжелой болезни, он испытывает настоятельную потребность передать в картинах горячую и глубокую веру. Он черпает сюжеты своих первых религиозных произведений в воспоминаниях и в фантазии — их форма предельно лаконична, кажется, эти видения сотканы лишь из цвета и света. В этот период Нольде летом работает на Альзене, а зиму проводит в Берлине, накапливая творческие силы. Большой город его завораживает. В 1910 г. ему удается изобразить на бумаге свои впечатления от гамбургского порта — эти наброски полны шумной кипящей жизни. Именно бурление жизни привлекало Нольде в ресторанах, кафе, кабаре Берлина, и он старался передать его в живописи. Однако главным для него остается религиозное творчество. Выражая простейшие чувства, он сгущает краски, работает красочным пятном, отказывается от каких-либо эффектов, предпочитая изображение внешнего мира. Эти произведения вызывают бурные споры, и Нольде отходит от современной художественной жизни, после 1913 г. с неохотой соглашается участвовать в выставках. Желание добиться первозданной выразительности, придать форму первичным ощущениям вызывает у Нольде в 1911—1912 гг. углубленный интерес к примитивизму. В 1913 г. художник участвует в экспедиции, организованной Министерством колоний в тогда еще сохранявшиеся германские владения в южных морях; он возвращается незадолго до начала войны. В последующие годы жизнь Нольде достигает равновесия, позволившего его творчеству развиваться в достаточно определенных формально-тематических рамках, сохраняя насыщенность и гармоничность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ