По мере приближения Хэллоуина настало время еще раз подумать о том, почему мы, люди, платим хорошие деньги, чтобы напугать себя, и почему мы изобрели праздник, который требует, чтобы мы делали это хотя бы раз в год.
Учитывая то, как легко нас пугают дома с привидениями и другие жуткие места, зачем нам когда-либо преднамеренно идти туда? Как коммерческие дома с привидениями, с примерно 5000 таких аттракционов, работающих в Соединенных Штатах каждый год, стали неотъемлемой частью театра Хэллоуина 21-го века, и почему фильмы ужасов приносят миллиарды долларов в год?
Хотя пугающий, негативный опыт ужаса очевиден для всех, необходимо признать, что при некоторых обстоятельствах жуткость и ужас могут быть соблазнительными, о чем свидетельствуют суммы денег, которые мы ежегодно тратим на фильмы ужасов и дома с привидениями. Очевидно, что для многих людей жуткость может иметь своеобразное «очарование».
Как такие вещи могут быть интересными для нас?
Я предполагаю, что наше удовольствие от коммерческих домов с привидениями и фильмов ужасов использует те же самые развитые психологические механизмы, которые существуют, чтобы помочь нам учиться на опыте других.
Например, утверждается, что у нас возник сильный интерес к сплетням, потому что сильное эволюционное преимущество получалось для тех, кто был в курсе личных дел союзников и врагов. Люди, которые не отставали от болтушки племени, знали, у кого были могущественные друзья, а у кого нет, а кто спал с кем, и, следовательно, были готовы использовать такие знания себе в выгоду и избегать сражений, в которых они не могли победить. Эти люди стали социально успешными, и это гены таких хитрецов пришли к нам через века.
Обычно нас больше всего интересуют люди, которых мы знаем лично, но нас также могут интересовать истории о незнакомцах, которые пережили необычайные неудачи, такие как нападения акул или авиакатастрофы, и мы также можем быть заинтригованы историями об очень успешных людях. Другими словами, наш интерес к «Обучению стратегии через сплетни» обусловлен эволюционными преимуществами обучения выживанию и стратегиям успеха альтернативно через опыт других.
Наше наслаждение домами с привидениями и фильмами ужасов может задействовать те же самые развитые психологические механизмы, что и слухи о стратегическом обучении, поэтому обнаружение, что мы привлечены к страшным историям, может принести реальную пользу.
В безопасности кинотеатра наблюдение за тем, как другие сталкиваются с серийными убийцами или паранормальными угрозами, позволяет нам мысленно репетировать стратегии, которые мы могли бы использовать, если бы когда-нибудь оказались в подобной ситуации. В таких фильмах довольно часто можно услышать вздохи зрителей, когда персонаж начинает открывать дверь в эту комнату или прятаться в очень неподходящем месте. Таким образом, мы можем чувствовать себя лучше подготовленными к жутким встречам, потому что мы видели, что происходит с другими в страшных обстоятельствах. Аналогичным образом, прогулка по коммерческому дому с привидениями может дать соответствующую информацию о нас самих. Возможно, было бы полезно узнать, какие типы вещей нам страшны, а какие нет, и изучение наших эмоциональных реакций на тревожные переживания может помочь нам измерить наш уровень готовности к паранормальным контактам. Это, в свою очередь, может сказать нам, какие стратегии могут работать лучше для нас, если когда-либо произойдет такая жуткая встреча в реальной жизни.
Так что да, ужас может быть забавным, если он не настоящий, и он может помочь подготовить нас к следующему серийному убийце, Апокалипсису зомби или к любым другим ужасам, которые могут нас ждать.