Умеют ли родители разговаривать со своими детьми? Умеют ли слушать? Насколько это важно в построении доверительных отношений с детьми-подростками? Взрослые часто начинают задавать такие вопросы, когда уже пора заниматься решением проблем с ними связанными. Тогда, когда дети перестают слышать своих родителей.
Будучи еще очень маленькими, но слишком говорливыми, дети пытаются рассказать кучу интересных историй из своей жизни или небылиц, к которым взрослые не всегда относятся всерьез и делают вид, что слушают. Ребенок всегда верно подмечает неискренность, и со временем доверять свои новые фантастические идеи или приключенческие рассказы человеку, который его не слышит, пропадает желание. Чем больше ребенок в тягость своим родителям, тем больше они будут в тягость ему, когда он вырастет. Это происходит не сразу, а постепенно. Родители не могут понять, почему их ребенок отстранился, не доверяет им и даже что-то скрывает. Не стоит отчаиваться! Отношения еще можно спасти и наладить доверие друг к другу.
1.Не стоит что-то доказывать, когда хотя бы один из участников в беседе находится в напряженном, эмоциональном состоянии. Лучше уйти в другую комнату, дав понять, что серьезный разговор будет продолжен в другое, более подходящее время.
2.Не заводить серьезный разговор в то время, когда ребенок занят чем-то важным или куда-то торопится. Особенно не нужно заводить таких разговоров в присутствии посторонних.
3.Необходимо учитывать возраст ребенка, чтобы правильно выстроить свою речь, и понимать, что в каждом возрасте время, когда ребенок может быть внимательным, должно быть разным.
4.Один и тот же разговор каждый день не поможет найти контакт с ребенком, а наоборот отдалит его. Лучше промолчать вместо уже привычных замечаний и отпустить проблему на некоторое время. Реакция не заставит себя ждать. Ребенок обязательно отреагирует на эту провокацию и захочет поговорить об этом сам.
5.Нельзя сваливать в кучу все проблемы воедино. Разбросанные вещи, плохие оценки в школе, прогулки допоздна, грубое обращение с животными не могут стать общими темами в одном разговоре. Желательно по каждой теме разговаривать отдельно, в удобное для этого время.
6.Очень важно не просто слушать, что говорит ребенок, но и услышать смысл, проникнуться разговором, показать ему, что этот разговор очень важен. В обсуждении общих семейных вопросов необходимо выслушать и мнение подростка, возможно, оно даже окажется наиболее важным в решении проблемы.
Как выстроить диалог? Уважительный тон, неторопливая речь, паузы – помогут понять подростку, что разговор очень важен для родителя. Лучше, если беседа будет проходить в месте, где никто не мешает и ничто не отвлекает. Это может быть прогулка в парке или перед сном у ребенка в комнате. Даже если ребенок начнет огрызаться, не стоит обращать на это внимание. Нужно показать, что его хотят понять, любят таким, какой есть, ведь на самом деле плохой не он, а его поступки. Вот и надо взрослому разобраться, почему они плохие. Не стоит сразу ждать откровений и полного доверия. Ребенок начнет доверять тогда, когда почувствует, что ему тоже доверяют. Он обязательно захочет исправиться, поменять свою жизненную позицию, совершать поступки, которые понравятся папе и маме. Нужно учитывать тот фактор, что не сразу это получится, потому что ему придется бороться с самим собой, своими привычками, а иногда даже с друзьями. Поэтому важно не мешать ему, а наоборот — помочь все это осилить. За время исправления подросток может совершить еще много глупых и необдуманных поступков. Не стоит выносить приговор и думать, что его уже ничего не исправить. Важно понимать, что ребенку нужно время, поддержка близких людей, а иногда и помощь специалиста. При беседе можно предложить ребенку поменяться ролями. Это очень хороший способ. При обмене ролями, родители часто начинают лучше понимать подростка и видеть причины плохого поведения, а дети понимают причины недовольства родителей.
Будучи взрослым, человек часто забывает о том, какие у него были проблемы в детстве и отрочестве и совершает те же ошибки, которые совершали его родители по отношению к нему. Почему-то, всегда кажется, что нынешнее поколение гораздо хуже предыдущего, но при этом не учитывается, что новое поколение – это результат воспитания старого.