Правда ли, что апостол Андрей проповедовал древним славянам?

0
1154

Новый Завет мало говорит о деяниях апостола Андрея. Упоминания о нем не дают полной картины характера первого из апостолов Спасителя. Но человеку нужно знать больше. На помощь любознательным христианам приходит церковное предание.

Согласно этому преданию, первый близкий ученик Иисуса Христа совершил четыре миссионерских путешествия и трижды возвращался в Иерусалим. Андрей Первозванный исходил тысячи километров с проповедью Божьего Слова. После Пятидесятницы и гонений в Иерусалиме, апостолы тянули жребий, чтобы определить в какие страны им отправляться на миссионерское служение.

Апостол Андрей покорился своему жребию и посетил Вифинию, Пропонтиду, Фракию и Македонию вплоть до Черного моря и бассейна Дуная. Следующими землями стали Ахайя, Фессалия, Эллада и Скифия. Язычники всегда встречали апостолов с открытой агрессией. Не миновало это и апостола Андрея. Он терпеливо сносил побои и пытки во имя своего Спасителя, с Его именем он смело устремлялся в самую гущу разъяренной толпы.

Благодаря своей вере, пониманию множества языков после Пятидесятницы и способности творить чудеса, миссия апостола была успешной. Церковное предание рассказывает о защите от Бога, благодаря которой апостолы избегали опасности и смерти. Обо всех перипетиях апостола Андрея в разных местах, где звучала его проповедь, можно написать целые тома книг. Мы сконцентрируемся на путешествии апостола в славянские земли.

Библеистика имеет в своем арсенале апокрифические труды с описанием деяний апостола Андрея. Эти апокрифы имеют разную датировку, дополняют и противоречат друг другу. Ранние церковные историки часто упоминали о том, что апостол Андрей был в районах Причерноморья и современной Абхазии. Но сведения о том, что апостол поднимался по Днепру и достиг окрестностей Новгорода и Ладоги, встречаются в русских летописях, датируемых XII веком.

До 1116 г., когда внесли изменения в «Повесть временных лет» по приказу Всеволода Ярославовича, об апостоле Андрее неупоминали. Первые своды летописца Нестора напротив, заявляли, что апостолы на славянских землях не были. С 1116 года легенды о посещении Киева, Новгорода и Ладоги стали служить поднятию авторитета русской православной церкви.

Такое укрепление авторитета понятно на фоне откровенной враждебности западной и восточной церквей после раскола 1054 года. Если западная церковь утверждала, что стоит на авторитете апостола Петра, то восточной церкви нужно было создать более авторитетный имидж на том основании, что апостол Андрей был первым призван Иисусом Христом.

Нам остается только гадать об истинности тех или иных утверждений. Нам остается лишь принимать ту или иную точку зрения, каждая из которых имеет право на существование.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ