Самолет Можайского

0
1564
Схема самолета Можайского

Свои исследования капитан 1 ранга А. Ф. Можайский стал осу­ществлять, скорее всего, в 1856 году. Тог факт, что именно морс­кой офицер был строителем пер­вых самолетов, не случаен, по­скольку всс моряки имели хорошее техническое образование. Начало его работ связано с изучением по­лета птиц, соотношения веса и пло­щади крыльев, формы крыльев и т. д. В 1876 году Можайский не­сколько раз ставил опыты с воздуш­ными змеями и даже поднимался в воздух на одном из них. Удачные полеты позволили ученому занять­ся и вопросом проектирования на­стоящего самолета. Он обратился за помощью в строительстве само­лета в Военное министерство. В этом начинании специально со­бранная комиссия с участием изве­стного химика Д. И. Менделеева для решения вопроса выделения субсидий не нашла ничего плохо­го, и Можайский получил 3 тыся­чи рублей.

Все деньги изобретатель израс­ходовал на создание летающих не­больших моделей, которые вполне успешно держались в воздухе и даже имитировали все фазы движе­ния самолета, начиная с разбега по земле и последующего взлета.

Такие успешные опыты побу­дили Можайского просить новых субсидий, но уже на создание на­стоящего самолета. Только два года спустя, в 1880-м, ему удалось получить 2500 рублей для поездки за границу и покупки необхо­димых для самолета паровых дви­гателей.

По возвращении в Петербург из Англии, где ему удалось найти нужные двигатели в 10 и 20 л. с., Можайский вновь просит помо­щи, но уже у министра двора. Им­ператор Александр III отклонил прошение. Что оставалось делать изобретателю? Только продол­жить строительство собственны­ми силами…

В 1882 году Военное ведом­ство выделило Можайскому в Красном Селе под Петербургом небольшой открытый участок для строительства самолета.

На протяжении всех лет стро­ительства самолета изобретатель искал поддержки своих работ, и каждый раз получал лишь разре­шение на возможность продол­жения испытаний в Красном Селе. О том, как выглядел со­бранный и испытывавшийся са­молет, мы, к сожалению, не име­ем абсолютно достоверного представления в связи с тем, что чертежей законченной конструк­ции нет, а существует лишь ри­сунок самолета за 1881 год, пред­ставленный в «Привилегии», выданной Можайскому на изоб­ретенный проект самолета.

Однако на основе косвенных данных исследователям деятель­ности А. Ф. Можайского удалось восстановить облик первого само­лета, собранного и испытывавше­гося в России. В результате полу­чилось следующее: на самолете были установлены два двигателя мощностью 10 и 20 л. с., вращав­ших три винта одинаковых разме­ров, сделанных из дерева в виде ободов, обши­тых тонкими дощечка­ми. Два винта располага­лись в прорезях крыльев. Каркас самолета выполнялся из сосновых брусков, общая площадь крыльев с горизонтальным опе­рением составляла 372 м2, вес самолета находился в пре­делах от 820 до 1600 кг.

О том, мог ли летать самолет Можайского, оконча­тельного ответа нет. В ряде книг 1950-х годов, издан­ных в СССР, однозначно утверждается, что самолет Можайского, управляемый человеком, совершил пер­вый в мире полет в воздухе. Однако расчеты совре­менных специалистов показывают, что из-за недоста­точной мощности двигателей устойчивый полет состо­яться не мог. Тем не менее, возможность отрыва от земли во время многочисленных испытаний никто не отрицает.

Так или иначе, за А. Ф. Можайским остается приори­тет в создании первого самолета в натуральную величи­ну в России, обладавшего всеми основными конструк­тивными особенностями современных самолетов: кор­пусом, неподвижным крылом, оперением, шасси, системой управления и силовой установкой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ