Шёнберг Арнольд

0
1582

Шёнберг АрнольдШёнберг Арнольд (Вена, 13.9.1874 —Лос-Анджелес, 13.7.1951). Шёнберг принадлежал к группе «Синий всадник» и, таким образом, непосредственно участвовал в экспрессионистском движении. Был художником, другом Кандинского и Франца Марка. Он вырос в скромной еврейской семье, и, казалось, ничто не предвещало ему музыкальной карьеры. Но еще не закончив школу, он стал самостоятельно осваивать композицию, консультируясь у Александра фон Цемлинского (позже Шёнберг женился на его сестре), и наконец полностью посвятил себя музыке.

В творчестве Шёнберга можно выделить три крупных периода. Наследник Вагнера, Брамса и Малера, в первых своих сочинениях он использует напряженный лирический стиль, уже тогда порвав с современным ему музыкальным письмом: об этом свидетельствуют полные мощной экспрессии и патетики ранние «Песни» и секстет «Просветленная ночь», ор. 4 (1899), написанный по мотивам романтической, хотя и не лишенной черт натурализма поэмы Рихарда Демеля.

В 1900 г. он приступает к первому крупному сочинению — кантате «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра. Произведение написано в романтической манере, но оркестровка, над которой Шёнберг работал вплоть до 1911 г., говорит о глубоком осознании автором экспрессивных возможностей ритмов и гармонии. Затянувшуюся работу над кантатой часто объясняют тем, что Шёнберг испытывал тогда материальные трудности и вынужден был дирижировать опереттами в берлинском «Бунтес театер». Были тому, однако, и другие причины. От сочинения к сочинению композитор открывал для себя выразительное богатство оркестра; экспрессивная функция тембров выявляла значение хроматизма, роль аккордов. Отдельные страницы «Песен Гурре» производят впечатление, характерное для творений Шёнберга-экспрессиониста: это крик ясновидящего.

«Пелеас и Мелисанда», ор. 5 (1902— 1903), симфоническая поэма по пьесе Метерлинка, представляет собой переложение символистского первоисточника на романтический язык, исполненный глубокого лиризма и свободы, тем более что композитор создает чисто инструментальное произведение и текстом никак не связан. Вернувшись из Берлина в Вену, Шёнберг встречается с Малером. Тогда же начинается долгая карьера Шёнберга-педагога. Его учебная методика окажет влияние на всю музыкальную культуру XX в. Среди его учеников — Альбан Берг и Антон фон Веберн.

Мы подходим к периоду атонализма в творчестве Шёнберга. Сочинения этого времени относятся к лучшим его творениям: они приносят автору мировую известность, а вместе с тем позволяют композитору открыть самого себя и постепенно овладеть высочайшим мастерством. Начало периода ознаменовано появлением двух произведений — 15 песен для голоса с фортепиано на стихи Стефана Георге из «Книги висячих садов», ор. 15 (1908—1909) (13-я считается первой в полном смысле атональной пьесой); «Трех фортепианных пьес», ор. 11 (1909). За ними следуют «Пять пьес для оркестра», ор. 16 (1909); «Ожидание» — одноактная монодрама (автор текста-«крика» Мария Паппенхейм), 1909; «Счастливая рука» — одноактная музыкальная драма на текст самого Шёнберга, создавшего также эскизы декораций для ее сценического воплощения (ор. 18, 1910—1913); «Побеги сердца» — сочинение для голоса и трех инструментов (1911).

В 1912 г. в Берлине впервые исполняется «Лунный Пьеро» — произведение для голоса и пяти инструментов на стихи Альбера Жиро (ор.21). Это неистово-экспрессионистское сочинение приводит публику в замешательство; причина тому – не столько атональное письмо, сколько введение новой вокальной формы. «Sprechgesang» (речевое пение) представляет собой нечто среднее между декламацией и пением, когда голос наделяется свойствами инструмента, превращается в чистый тембр. В те же годы Шёнберг излагает свои идей в «Учении о гармонии» (1911; переработанные и дополненные издания — 1922, 1948). По возвращении в Вену в 1917 г. Шёнберг основывает знаменитую музыкальную школу («Verein fur Musikalische Privatauf-ffihrungen»), где родились многие произведения современной музыки.

С 1924 по 1933 г. композитор вновь живет в Берлине, будучи профессором Академии искусств. Начинается третий период его творчества — период додекафонии и серийных конструкций. Он формирует свой метод композиции на основе 12 тонов, опираясь на изобретенный Иозефом Хауэром принцип «серии» (отсюда и идет название «серийная музыка»). По мнению некоторых исследователей, это период подлинно экспрессионистского творчества; между тем организация, воцарение порядка, сковывающий дидактизм, отказ от спонтанного «крика», противостояние притягательности хаоса — все это говорит скорее об отрицании экспрессионизма. Метод Шёнберга иллюстрируют «Квинтет для духовых инструментов» (1924), «Третий струнный квартет» (1927), «Вариации для оркестра» (1926—1928). Вершина созданного в эти годы — опера «Моисей и Аарон» на либретто самого композитора, религиозная драма потрясающей выразительной силы (1930—1932).

В 1933 г. в Германии приходят к власти национал-социалисты. Шёнберг эмигрирует. Некоторое время живет в Париже; чувство солидарности с преследуемыми евреями заставляет его вернуться к иудаизму, от которого он отошел в 1921 г. Едет в США, где остается до конца жизни, приняв в 1941 г. американское гражданство. Занимается преподавательской деятельностью в Бостоне и Нью-Йорке. С 1936 г. возглавляет отделение музыки Калифорнийского университета. В композиторском творчестве этого длительного периода Шёнберг иногда вновь обращается к расширенному пониманию тональности, к интонациям, которые близки романтизму, однако он не останавливается в своих новаторских поисках, стремясь ко все большей, небывалой свободе стиля. Путь композитора завершают «Ода Наполеону», ор. 41 (1942), «Уцелевший из Варшавы», ор. 46 (1947), «De Profundis» («Из глубины воззвах») на слова 130-го псалма, ор. 50 b (1950) для хора a capella — одно из последних сочинений.

Непонятый при жизни, ныне Шёнберг получил признание. Он произвел переворот в традиционном музыкальном письме и оказал тем самым значительное влияние на эволюцию современной музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ