Таут Бруно (Кенигсберг, 4.5.1880 — Анкара, 23.12.1938). Неутомимый организатор и увлеченный теоретик, он был несомненно тем, кто связал между собой архитектуру и экспрессионизм в целом. Своим учителем он считал не архитектора, а поэта — Пауля Шеербарта. Таут разделял его идею, что человечество способно преобразиться вследствие изменения условий жизни, в частности изменения окружающей среды и жилища. Начальная фаза развития архитектурных проектов Таута, таким образом, прямо связана с теми грезами, которые вынашивал Шеербарт, полагавший, что революционные преобразования жизни человечества должны осуществляться под влиянием определенного строительного материала — стекла. В 1914 г. Бруно Таут, уже представивший на выставке немецкого Веркбунда 1913 г. свой павильон сталелитейной промышленности, строит в Кёльне павильон стекольной промышленности. После Первой мировой войны он становится главным вдохновителем деятельности Совета рабочих депутатов по делам искусства, затем участвует в издании журнала «Фрюлихт» и в широко известном обмене «утопическими письмами» между молодыми архитекторами. Ему были близки все социальные упования современников-экспрессионистов — надежды на радикальное преобразование общества, взаимодействие художника и общества, мистическая вера во всемирное братство людей. Таут отстаивал также идею яркой окраски зданий. В манифесте 1919 г. он писал: «В последние десятилетия, когда подчеркивались чисто технические и научные аспекты творчества, радость зрительного восприятия была уничтожена. Каменные коробки, серые на сером фоне, вытеснили дома, выкрашенные в разные цвета. Веками культивируемая традиция красить здания отступила перед понятием «четкости формы», которое в действительности означает всего лишь бесцветность и неспособность использовать в строительстве наряду с формой основной художественный арсенал и, в частности, цвет». С 1925 г. Бруно Таут принимает участие в деятельности группы «Кольцо» и осуществляет урбанистические проекты в сотрудничестве с Вальтером Гропиусом; самостоятельные работы этого периода также свидетельствуют о верности концепциям основателя Баухауза. При этом многое в них напоминает об экспрессионизме: прометеевская воля к трансформации реальности, идея архитектуры как синтеза всех искусств и чуткость к социальной проблематике. В 1932 г. Бруно Таут едет в Москву, затем эмигрирует в Японию и в конечном итоге в 1936 г. оказывается в Турции, незадолго до смерти приняв приглашение заняться преподавательской деятельностью. Долгое время его считали архитектором-фантазером, который в своих книгах — среди них «Альпийская архитектура» (1919), «Венец для города» (1919), «Разрушение городов» (1920) — предлагает неосуществимые проекты, тем не менее в наши дни стало очевидным, что во всем, что касается архитектуры (ее отношения с материалами, с пластическими искусствами, с обществом), его размышления предвосхитило обсуждение этих вопросов, широко развернувшееся в Европе только в 50-е годы.
Почему закон сохранения энергии нельзя обойти
Энергия никуда не исчезаетКажется, что если придумать достаточно хитрое устройство, можно создать вечный двигатель — машину, которая будет работать без топлива и затрат. Но...
Почему закон Ньютона до сих пор управляет движением Вселенной
Простая формула, объясняющая сложный мирТри закона Ньютона — это не просто школьная классика. Они до сих пор лежат в основе всей механики: от запуска...
Почему Леонид Гайдай снимал комедии с «двойным дном»
Смех как способ говорить о запретномКомедии Леонида Гайдая кажутся лёгкими и беззаботными, но за каждым смешным эпизодом скрывалось нечто большее. Режиссёр, словно жонглёр, умел...
Почему в интернете говорят о «Мандариновом эффекте»
Когда память играет с намиИногда кажется, что всё вокруг изменилось: логотип другой, фраза звучит не так, как раньше, а известная сцена будто снята иначе....
Почему Андрей Миронов до сих пор вызывает вопросы у киноведов
Андрей Миронов — один из самых блистательных актёров советского кино. Его харизма, интеллигентность и загадочная внутренняя энергия сделали его кумиром миллионов. Но чем больше...
Почему у человека остаётся «шестое чувство» — и чем оно похоже на инстинкты животных
Человек привык полагаться на пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Но нередко мы сталкиваемся с ощущением, что существует ещё что-то —...
Почему тайные общества всегда рядом с мировой политикой
История человечества полна легенд о тайных обществах — от масонов и тамплиеров до иллюминатов и «Черепа и костей». Их всегда связывали с властью, интригами...
Почему призраки старых замков до сих пор собирают туристов
Старинные замки по всему миру окружены легендами о привидениях. Несмотря на развитие науки и технологий, истории о «призраках» продолжают привлекать внимание миллионов людей. Почему...
Почему Валентина Терешкова хранит секреты полёта
Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт, чей полёт в 1963 году стал символом советских достижений. Но вокруг её миссии «Восток-6» до сих пор остаются загадки....
Почему домашние питомцы иногда ведут себя «странно» ночью
Многие хозяева замечали, что ночью кошки или собаки начинают вести себя необычно: замирают, смотрят в пустоту, лают или внезапно носятся по дому. Такое поведение...
Почему «проекты ЦРУ» с животными до сих пор вызывают вопросы
ЦРУ известно своими экспериментами, выходящими далеко за рамки традиционной разведки. Одними из самых необычных стали проекты с участием животных, которые до сих пор вызывают...
Почему Моссад проводят операции под чужими флагами
Израильская разведка «Моссад» давно считается одной из самых эффективных и скрытных спецслужб мира. Одним из её методов, вызывающих особый интерес и споры, является проведение...