Таут Бруно (Кенигсберг, 4.5.1880 — Анкара, 23.12.1938). Неутомимый организатор и увлеченный теоретик, он был несомненно тем, кто связал между собой архитектуру и экспрессионизм в целом. Своим учителем он считал не архитектора, а поэта — Пауля Шеербарта. Таут разделял его идею, что человечество способно преобразиться вследствие изменения условий жизни, в частности изменения окружающей среды и жилища. Начальная фаза развития архитектурных проектов Таута, таким образом, прямо связана с теми грезами, которые вынашивал Шеербарт, полагавший, что революционные преобразования жизни человечества должны осуществляться под влиянием определенного строительного материала — стекла. В 1914 г. Бруно Таут, уже представивший на выставке немецкого Веркбунда 1913 г. свой павильон сталелитейной промышленности, строит в Кёльне павильон стекольной промышленности. После Первой мировой войны он становится главным вдохновителем деятельности Совета рабочих депутатов по делам искусства, затем участвует в издании журнала «Фрюлихт» и в широко известном обмене «утопическими письмами» между молодыми архитекторами. Ему были близки все социальные упования современников-экспрессионистов — надежды на радикальное преобразование общества, взаимодействие художника и общества, мистическая вера во всемирное братство людей. Таут отстаивал также идею яркой окраски зданий. В манифесте 1919 г. он писал: «В последние десятилетия, когда подчеркивались чисто технические и научные аспекты творчества, радость зрительного восприятия была уничтожена. Каменные коробки, серые на сером фоне, вытеснили дома, выкрашенные в разные цвета. Веками культивируемая традиция красить здания отступила перед понятием «четкости формы», которое в действительности означает всего лишь бесцветность и неспособность использовать в строительстве наряду с формой основной художественный арсенал и, в частности, цвет». С 1925 г. Бруно Таут принимает участие в деятельности группы «Кольцо» и осуществляет урбанистические проекты в сотрудничестве с Вальтером Гропиусом; самостоятельные работы этого периода также свидетельствуют о верности концепциям основателя Баухауза. При этом многое в них напоминает об экспрессионизме: прометеевская воля к трансформации реальности, идея архитектуры как синтеза всех искусств и чуткость к социальной проблематике. В 1932 г. Бруно Таут едет в Москву, затем эмигрирует в Японию и в конечном итоге в 1936 г. оказывается в Турции, незадолго до смерти приняв приглашение заняться преподавательской деятельностью. Долгое время его считали архитектором-фантазером, который в своих книгах — среди них «Альпийская архитектура» (1919), «Венец для города» (1919), «Разрушение городов» (1920) — предлагает неосуществимые проекты, тем не менее в наши дни стало очевидным, что во всем, что касается архитектуры (ее отношения с материалами, с пластическими искусствами, с обществом), его размышления предвосхитило обсуждение этих вопросов, широко развернувшееся в Европе только в 50-е годы.
Почему ФБР следило за Марком Твеном и Джоном Ленноном
ФБР известно своей привычкой вести досье на самых разных людей — от политиков до артистов. В этом списке оказались и великий писатель Марк Твен,...
Почему «чупакабра» пугает фермеров по всему миру
История о чупакабре — одном из самых известных криптидов — началась в 1990-х годах в Пуэрто-Рико. Фермеры обнаруживали убитых коз и других животных с...
Почему Юрий Гагарин до сих пор окутан мифами
Юрий Гагарин — первый человек, покоривший космос, и одна из самых ярких фигур XX века. Его имя стало символом эпохи, но вместе с этим...
Почему пчёлы ориентируются лучше, чем современные дроны
Пчёлы — одни из самых удивительных существ на Земле. Их способность ориентироваться в пространстве поражает даже современных инженеров и учёных. Несмотря на развитие технологий,...
Почему Эльвис Пресли исчез, но не умер
Эльвис Пресли — «король рок-н-ролла» — официально умер 16 августа 1977 года в своём доме в Грейсленде. Но миллионы поклонников по всему миру до...
Почему Моссад считается самой «невидимой» спецслужбой мира
Моссад — израильская разведывательная служба, о которой ходит множество легенд. В отличие от ЦРУ или ФБР, она долгое время оставалась в тени, избегая публичности....
Почему Бермудский треугольник не даёт покоя учёным
Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане между Майами, Бермудскими островами и Пуэрто-Рико. На протяжении десятилетий он стал символом загадочных исчезновений кораблей и самолётов....
Почему рок-звёзды часто становятся жертвами «странных» аварий
История музыки хранит множество трагедий, когда рок-звёзды погибали при загадочных обстоятельствах. Аварии, катастрофы и несчастные случаи словно стали частью мрачного фольклора рок-культуры. Для одних...
Почему птицы могут быть «живыми камерами» для наблюдения
Идея о том, что птицы могут быть использованы как «живые камеры», звучит как сюжет научно-фантастического фильма или теория заговора. Но на самом деле в...
Почему в смерти Мэрилин Монро до сих пор ищут заговор
Мэрилин Монро — одна из самых загадочных фигур XX века. Её смерть в августе 1962 года официально была признана самоубийством от передозировки снотворного. Однако...
Почему ЦРУ запускало проект «МК-Ультра»
Проект «МК-Ультра» — одна из самых тёмных страниц в истории ЦРУ. Секретная программа, начатая в 1950-х годах, имела целью изучение методов контроля над сознанием....
Почему чудовище из Лох-Несса до сих пор ищут
История о Лох-Несском чудовище — одна из самых известных легенд современности. Водоём в Шотландии стал символом тайны, которую не удаётся разгадать уже почти сто...