Решением этой задачи занялся бесстрашный исследователь немец Отто Лилиенталь (1848— 1896 гг.). Заслуга изобретателя в том, что на первое место в вопросах изучения феномена полета он поставил не проектирование самолета или создание нового двигателя, но самого человека. Лилиенталь отвергает предшествующий опыт проектирования и создания самолетов, исходя из чисто эмпирических данных. Он приступает к подробному изучению планирования и управления планирующим аппаратом. «Собственное летание самого человека есть первооснова в решении проблемы, гак как факторы, обуславливающие полет, могут быть освоены легче всего в процессе именно таких личных испытаний…» — вот аксиома, ясно сформулированная пионером авиации.
Лилиенталь после окончания средней школы поступает в Инженерную академию в Берлине. Окончив ее, он проработал какое-то время в промышленности, занимаясь всевозможными изобретениями и интересуясь новостями авиационного мира. В 1870 году его призывают в действующую армию. Ом побывал во Франции около Парижа, где имел возможность узнать все недостатки почтовых шаров того времени. Впоследствии он изучает все данные по летному делу, что накопились за десятилетия исследований в этой области, и нигде не получает ответа на интересующий его и всю Европу вопрос о возможности управления полетом. «О сущности летания каждый техник имеет свое особое мнение… В технике летания слишком много всяких рассуждений и вычислений и слишком мало опыта… Да, нужны наблюдения и опыты, опыты…» Именно приобретению опыта решает посвятить свою жизнь Отто Лилиенталь.
Начинает он с изучения техники парения птиц, постепенно переходит к изучению аэродинамических характеристик формы птичьего крыла. В 1889 году выходит его книга «Полет птиц как основа авиации». Только теперь он приступает к практическим полетам, дабы самому убедиться в верности своих выводов и приобрести собственный опыт. Все это было выполнено исключительно в немецком духе — аккуратно и педантично. Для проведения опытов Лилиенталю, естественно, требовались определенные материальные средства. Как настоящий немец, Отто позаботился и об этом вопросе, заранее организовав на основе своего изобретения небольшой завод по производству более совершенного парового котла.
В 1891 году Лилиенталь построил себе первые крылья из ивовых прутьев, обтянутых материей. Крылья весили около 18 кг при площади 10 м2 и могли удобно складываться. Для придания крыльям поперечной выпуклости поверх их обшивки накладывались соответственно изогнутые деревянные ребра. Сзади крыльев был прилажен хвост. Испытатель держан крылья под мышками и опирался руками на перекладины, проходившие вдоль основной центральной части остова, имевшей вид вытянутого обруча.
Начались практические опыты.
Последовательно, шаг за шагом пытался Лилиенталь со своими крыльями сперва прыгать с насыпи в саду, потом бегать, потом скользить в воздухе над более или менее пологими склонами возвышенностей. Он скоро убедился, что во время прыжков крылья лишь замедляют падение. Но после прыжка с предварительным разбегом с насыпи высотой 1 —2 м он мог плавно скользить в воздухе на расстояние 6—7 м. Напрактиковавшись в таких коротких спусках при тихой погоде, он перенес испытания на холмистое поле. Практика скоро показала, что надо выбирать для опытов пологие склоны и всегда ориентироваться против ветра. Поэтому нужно было иметь несколько мест для старта. При таких условиях удавались плавные слеты длиной 20—30 м.
Пришлось приноровиться и к тому, чтобы посадка выходила достаточно мягкой; если случалось садиться не против ветра, то надо было для устранения толчка приподнимать переднюю кромку крыльев.
Изменяя и совершенствуя конструкцию крыльев, исследователь менял и места испытаний. Из окрестностей гор Штег- лица он перешел на Риновские горы, где спускался с холмов высотой 20—30 м, а позднее и с высоты 60—80 м. Овладевая техникой планирования, он держался в воздухе 20—30 секунд при дальности полета до 200— 300 м. Он научился делать в воздухе виражи (повороты) и настолько приспособился использовать ветер, что ему удавалось подниматься даже выше места взлета. Так Лилиенталь практически подошел к освоению подлинного парения птиц.
В 1894 году Лилиенталь изменил конструкцию своего снаряда, сделав в нем двухъярусные крылья. При этом размах был сведен к 6,8 м, а вес составлял около 20 кг.
Выполнив около 2 тысяч полетов, Лилиенталь готовился поставить на новый снаряд свой паровой двигатель в 2—3 л. с., который должен был сообщать машущие движения двум вспомогательным открылкам по концам крыльев планера. На такой машине испытатель хотел уподобляться не только планирующей или парящей птице, но и птице, движущейся гребным полетом.
Но, увы, ему не удалось привести эти планы в исполнение. При упражнении в планировании 9 августа 1896 года он потерпел аварию. От невыясненной причины, то ли от сильного порыва ветра, то ли от поломки крыльев, планер неожиданно упал с высоты 15 м. При падении испытатель получил столь опасные повреждения позвоночника, что на следующий же день скончался.
Так жестоко расплатился за свои дерзания талантливый исследователь, выдающийся изобретатель и смелый, прекрасно тренированный спортсмен, впервые указавший единственно правильный путь в разрешении проблемы летания человека.
Германия отметила заслуги Лилиенталя, построив памятник в Лихтерфельде. А в экспериментальной аэродинамике, в графиках, характеризующих качество крыла, те кривые линии, которые выражают зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки, и поныне называют полярами Лилиенталя.
Несмотря на то, что основная работа по созданию действующего самолета велась в Европе, первый летающий управляемый аппарат тяжелее воздуха был построен, как ни странно, в Америке.
О характере упражнений Лилиенталя можно судить по следующему рассказу одного очевидца, редактора английского журнала.
«Мы поднялись на вершину холма, и Лилиенталь окрылился своим снарядом. Я отошел ниже и с интересом ожидал момент взлета. Летчик стоял лицом против ветра, в позиции бегуна, ожидающего сигнала для старта на скорость. Почувствовав подходящий порыв ветра, Лилиенталь быстро сделал три шага вперед и, поднятый на крыльях, поплыл почти горизонтально от вершины холма. Он с большой скоростью пронесся над моей головой, так что я не успел даже проследить за ним глазами; лишь в ушах моих прозвенели растяжки, вибрировавшие в полете… Затем планер повернул влево, уклоняясь от направления ветра. Это произошло тоже очень быстро. Планер накренился, как бы терпя аварию. Был момент, когда я видел верхнюю поверхность крыльев. Но Лилиенталь энергичным отбросом своих ног восстановил равновесие и пошел, планируя над лугами, к долине, почти касаясь верхушек стогов сена. В расстоянии полметра от поверхности земли он выбросил ноги вперед. Несмотря на большую скорость, планер сразу остановился, так как при поднявшейся передней кромке крылья оказали сильное торможение; посадка вышла очень мягкой… Подбежав к Лилиенталю, я застал его запыхавшимся от усталости и волнения. «Вы видели, что случилось? Эго не первый раз. При каждом полете осваиваешься все больше и больше».
Я очень интересуюсь новостями со всего света, это нужно мне по роду деятельности. Например, иран последние новости я могу узнать на сайте plainnews.ru в рубрике Иран. В других рубриках другие страны.