Матея Кежман

0
2680

Матея КежманВ истории футбола бывало множество трагических историй, и история Матеи Кежмана – одна из них. Человек великого потенциала, он стал жертвой давления, и не показал, на что способен. То величайший нападающий, то – посмешище, он до сих пор разделяет футбольных фанатов всего мира.

Кежман родился в футбольной семье: его отец Златко был голкипером в местном клубе «Земун». Вскоре по его путям пошёл и сын, который, однако, хотел забивать, а не отбивать, мячи. Карьеру он начал в том же «Земуне», после которого прокатился по всей Югославии, поиграв в «Радничках», «Лознице», «Сартиде» и, главное, «Партизане».

От столичной команды «Партизан» Кежман был без ума с самого детства, и в попытках попасть в клуб он даже отказался от выгодного предложения «Црвены Звезды». Правда, в это же время вся страна сидела в бомбоубежищах, что заметно подпортило начало взрослой карьеры.

«Партизанская» карьера Кежмана началась замечательно с дерби против «Црвены Звезды». Довольно быстро Матея стал не просто игроком основы, но и иконой клуба, и его самым ценным игроком. Но надолго Кежман не задержался – его манил престижный голландский футбол. В 2000 году, спустя два года выступления за белградскую команду, Кежман перешёл в ПСВ, где провёл лучшие годы своей карьеры.

Голландский этап выдался для Кежмана потрясающе удачным. В «Партизане» он сыграл 54 матча и забил 33 гола, но в ПСВ за 122 игры он отметился 105 раз! Довольно быстро он прославился на всю Европу, где его воспринимали, как новую суперзвезду. Довольно быстро Кежман стал считаться одним из лучших, и на него засматривались все ведущие клубы. «Везунчиком» в итоге оказался лондонский «Челси», который пригласил к себе не только серба, но и его партнёра Роббена.

Увы, это было начало конца. В Англии Кежман совершенно не мог заиграть – несмотря на то, что чувствовал он себя как дома. В «Челси» ему пытались дать шанс заиграть, но не получилось. То ли нервы, то ли излишнее давление, но когда-то неостановимый Матея был сам не свой. Техничный, юркий и изобретательный, он сам на себя не походил, и выглядел неуклюже и не в своей тарелке.

Триумфа не получилось, и «Челси» решил поскорее с ним распрощаться. Репутация суперзвезды всеми позабылась, и серб отправился попытать удачи в испанском чемпионате, надев футболку мадридского «Атлетико». Но форма не возвращалась – даже несмотря на то, что ждали от него заметно меньшего. Попинав мячик в испанской столице около года, Кежман отправился в тёплую Турцию, где его с распростёртыми объятиями приняла команда «Фенербахче».

Турецкий период оказался, на удивление, удачным – особенно на фоне полного фиаско до этого. Турки любили серба и всячески старались его подбодрить, что вылилось в 20 голов за 46 игр. Кежман поднял голову и вновь заиграл с энергией. Но период «возвращение» был скоропостижным. В 2008 путешественник Кежман попробовал ещё один чемпионат – французский. К себе его пригласил на то время ещё не богатый «ПСЖ», где надеялись на продолжение турецкой формы Кежмана. Но – увы.

Парижским этапом карьеры Матея не горд. Выйдя на поле в 35 играх, он забил всего пять голов – на один больше, чем в «Челси». Тут не было такой связи с болельщиками, которые буквально возненавидели нападающего после того, как тот в порыве ярости швырнул футболку на газон. Такова была его реакция на раннюю замену – и за неё он никогда не был прощён.

В 2009 французы сослали Кежмана в российский «Зенит», где тот вновь не мог взять себя в руки. Два гола за десять игр – едва ли внушающий результат. Это был окончательный и безоговорочный закат карьеры когда-то самого многообещающего нападающего Европы.

После Франции Кежман напрасно пытался попытать удачи в менее именитых клубах, но ни «Саут Чайна», ни белорусский БАТЭ успеха не принесли.

Сейчас 37-летний Кежман не отошёл от футбола и работает агентом. Правда, репутацию он спасти не мог. Для большинство футбольных болельщиков он остаётся самым громким провалом в новой истории. Его имя ассоциируется не с триумфом на поле, а с вечными разочарованиями. Это несправедливо – но в этом весь футбол.

Даже в родной Сербии к нему не относятся с любовью. Уже опытный Матея известен не только игрой на поле, но и нелицеприятными комментариями в адрес людей нетрадиционной ориентации, за что дома его невзлюбили ещё больше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ