Что важно для десантника во время высадки в зону боевых действий? Что важно в экстренной доставке броневой техники на поле боя? Что важно для космонавта во время приземления на матушку Землю? Что важно для доставки гуманитарной помощи в недоступные районы? На что надеется летчик в случае возникновения опасности для жизни? Без чего не мыслят свое существование любители экстремального спорта?
Шесть вопросов из различных сфер жизни человека. А ответ в одном слове – парашют. Без него мы бы до сих пор отправляли летчиков в бой и мало надеялись на их возвращение. Космические полеты были бы невозможны, а бронетехника шла к полю боя своим ходом, истощая моторесурс. Зоны бедствий остались бы без лекарств и всего необходимого для спасения людей. Ну а экстремалы искали бы иной способ выделения адреналина в кровь.
Итак, парашют. Немного исторических фактов…
В обществе бытует мнение, что идея парашюта принадлежит Леонардо да Винчи. Но это не так. Есть и более ранние упоминания о прыжках под большим куском парусины. Заслуга Леонардо в том, что он предложил оптимальные размеры парашюта для спуска человека с большой высоты.
После Леонардо был беглый заключенный из Франции Лавен и смертник Жан Думье с прыжком под летающим плащом Фонтажа. Смертник не пострадал, ему была дарована жизнь. В декабре 1783 г. с крыши обсерватории прыгнул Ленорман и тоже удачно.
Россия. В 1806 г. Некий Александровский совершил прыжок из гондолы воздушного шара.
Эти эксперименты не имели ничего общего с современным парашютом. Первый шаг к усовершенствованию предпринял англичанин Коккинг в 1834 г. Он соорудил конусный парашют, но его эксперимент был трагичным. Следующий шаг в усовершенствовании принадлежит ученому Лалланду, который впервые использовал в куполе отверстие для выхода воздуха. В конце XIX века отличились Станислав, Юзеф и Ольга Древницкие из Варшавы. За три года они выполнили множество прыжков и улучшили конструкцию парашютов. Вершиной их опытов стал показательный прыжок Юзефа в Санкт-Петербурге в конце июля 1910 г. с высоты в 200 метров.
Рекордное количество прыжков семейства Древницких доказало эффективность парашюта как явления. Требовалась лишь их основательная доработка.
Европа Европой, а американцы тоже не бездельничали. В 1908 году А.Л. Стивеном был впервые применен складной парашют с вытяжным тросом.
Первый ранцевый парашют был создан летчиком Г. Котельниковым. Его система укладки ранцевого парашюта применяется до сих пор.
Испытание парашюта в прыжке из самолета состоялось 1 марта 1912 г. Капитан ВВС США А. Берри прыгнул с 500 м высоты и, пролетев в свободном полете почти 150 метров, раскрыл купол парашюта. Первая женщина-парашютист Дж. Томпсон совершила прыжок над Лос-Анджелесом 21 июня 1913 года.
Спустя 39 лет (1951 г.) после прыжка А. Берри, состоялся первый чемпионат мира по парашютному спорту.