Современный город Кривой Рог имеет богатую историю, берущую начало со времен скифов. Конечно, тогда не было и речи о поселении, так как скифские племена кочевали в степях. Однако, они были «привязаны» к местам, которые в последствии стали крупным промышленным центром Украины. Привязанность скифов к этим местам связана с выходом на поверхность железных руд, из которых скифы делали оружие и орудия труда.
На территории Кривого Рога обнаружено множество скифских захоронений IX-VII веков до РХ, их изучение до сих пор не закончено. Возникновение первого поселения связано с запорожскими казаками. Ингульская палака войска запорожского размещалась на слиянии рек Ингулец и Саксагань. Место слияния этих рек образует каменный мыс причудливой формы, который казаки называли «рогом». Этот «рог» стал основанием для названия города, первое официальное упоминание о котором датируется 8 мая 1775 г. как почтовая станция. С этого времени начался рост Кривого Рога как города. В 1803 . местечко Кривой Рог вошло в состав Херсонского уезда Херсонской области и заселялось казаками беглыми крепостными крестьянами и солдатами.
За несколько лет Кривой Рог мог конкурировать с заурядными уездными городами Российской империи. Жизнь местечка стала еще более бурной с началом изучения криворожских недр. Постепенное открытие богатых железорудных месторождений давало толчок постепенному развитию города.
Промышленная разработка открытых залежей железной руды началось в 1881 г., началась «железная лихорадка». Огромный вклад в развитие Криворожского железорудного бассейна принадлежит ученому А.Н. Полю. Его стараниями в Кривом Роге была основана Екатерининская железная дорога в 1884 г., которая связала Кривбасс с Донбассом. На работу в рудниках стекалось множество людей, население города выросло в несколько раз к 1913 г. Развивалась инфраструктура, открывались учебные заведения. Город укреплял свой потенциал за счет урбанизации и притока рабочих из Киевщины, Орловщины, Курска. Но начало Первой Мировой войны привело Кривбасс к упадку. Многие карьеры были затоплены, а стволы шахт обветшали, началась безработица и волнения.
В 1917-19 г.г Кривой Рог был центром анархистского сопротивления Нестора Махно. С 1919 г. Кривой Рог получил статус уездного города и вошел в состав Екатеринославской губернии. В 1930-х г.г. началось строительство шахт, возведена плотина КРЭС и началось строительство крупного металлургического комбината Криворожсталь. Начался новый наплыв рабочих. К 1940 г. в Кривом Роге насчитывалось 24100 жилых домов, около 1000 магазинов, около 50 столовых и ресторанов.
В 1941 г. город был оставлен Красной Армией без боя. Освобождение Кривого Рога состоялось 22 февраля 1944 г. Этот день наступил благодаря мужеству защитников плотины КРЭС, которые не допустили ее подрыва. Благодаря титаническим усилиям тысяч рабочих промышленность города была возрождена.
В послевоенные годы были построены шахты, шесть горно-обогатительных комбинатов с разветвленной инфраструктурой, цементный завод, завод ЖБК, ряд машиностроительных заводов. Продукция новых шерстопрядильной, швейной, обувной фабрик высоко котировалась в СССР. Кривой Рог обеспечивал около 25 % добычи железной руды в СССР, а на территории Криворожстали была сооружена крупнейшая в мире, в 1970-1980-е г.г Девятая доменная печь. Построено несколько жилых микрорайонов. Население Кривого Рога в 1990 г. составляло более 700 000 человек.
Город является самым длинным городом Европы, его протяженность составляет 126 км. Кривой Рог является вторым по значению городом в Днепропетровской области.