Шмидт-Ротлуфф Карл

0
879
Шмидт-Ротлуфф Карл

Шмидт-Ротлуфф Карл (Ротлуфф, близ Хемница, 1.12.1884 — Берлин, 10.8.1976). Окончив лицей Хемница, Шмидт-Ротлуфф, как и Франц Марк, намеревался изучать теологию, но все же последовал примеру Хеккеля и отправился в Дрезден, чтобы заняться архитектурой. Два друга познакомились в литературном кружке Хемница. Вскоре они открыли, что помимо склонности к поэзии их объединяет также интерес к живописи, и стали рисовать вместе.

Когда в 1905 г. Шмидт-Ротлуфф приехал в Дрезден, то вместе с соучениками Кирхнером, Блейлем и Хеккелем основал художественное объединение «Мост». Именно Шмидт-Ротлуфф, горячий почитатель Ницше, как и его друзья, предложил название группы, по-видимому навеянное четвертым предисловием к книге «Так говорил Заратустра»: «Величие человека в том, что он — мост, а не цель; достойным любви в человеке может быть то, что он представляет собой переход и упадок». Шмидт-Ротлуфф убедил Нольде, которого он посетил на Альзене в 1906 г., стать членом объединения и переписывался с Мунком по поводу его вступления в группу.

Несмотря на активную деятельность в группе, он всегда держался несколько особняком: редко бывал в коллективных мастерских, не принимал участия в творческих поездках на Морицбургские озера под Дрезденом. С 1907 по г. он проводил летние месяцы в Дангасте (Ольденбург) в обществе Хеккеля. В отличие от своих друзей Шмидт-Ротлуфф устраивал персональные выставки: в 1907 г. в Брауншвейге, затем в Гамбурге, в то время как остальные выставлялись только в составе группы вплоть до ее распада в 1913 г.

Шмидт-Ротлуфф был по натуре сдержан и замкнут, что помогало ему сосредоточиться на творчестве, которому он целиком посвятил себя. Что касается тематики его полотен, то это главным образом пейзаж; сюжеты, связанные с большим городом, художника не привлекали. До 1912 г. портрет в его творчестве встречается редко, тогда как в искусстве его друзей этот жанр занимает значительное место. «Свежий воздух Балтики послужил источником монументального импрессионизма, особенно у Шмидта-Ротлуффа», — писал в 1913 г. Кирхнер в хронике «Моста», охарактеризовав таким образом мощную манеру письма, выражающую огромную силу воли, с помощью которой художник добивался цельности произведения. Однако динамичный мазок, заимствованный у Ван Гога, к 1910 г. сменился техникой сочетания крупных цветовых пятен, послужившей, с одной стороны, усилению монументального начала, с другой — упрощению формы. Как вершину творчества художника отметим картины, написанные в 1911 г., во время путешествия по Норвегии.

Тогда, как и многие из друзей, он переехал из Дрездена в Берлин, где прожил затем всю жизнь. Он испытал разные художественные влияния, анализировал и сопоставлял разные тенденции. Его попытки сближения с абстрактным искусством и кубизмом ограничились несколькими произведениями. В портретах, в натюрмортах он стремился скорее к четкому выявлению предмета, к более точному определению его пространственных параметров, но при этом не хотел разрушать «плоскостную» технику организации живописного пятна. Решение проблемы было найдено в 1913 г. в Ниддене, на побережье Балтики, где художник пришел к своего рода «символико-геральдическому стилю». Композиционно человеческие фигуры и элементы пейзажа сведены к изображениям равной значимости, скомпонованным таким образом, что они сливаются в некое символическое целое. В 1914 г. Шмидт-Ротлуфф открывает новый для себя пейзаж, когда попадает в Ховахт, на балтийское побережье Гольштейна. Созданные здесь картины разрушают гармоническое единство, соединяющее человека с природой; человеческие фигуры — впервые у Шмидта-Ротлуффа — несут на себе печать глубинного неблагополучия. С 1915 по 1918 г. призванный в армию художник воюет на русском фронте. Военная тематика не отразилась в его творчестве (живописец всегда обращался к вневременным, далеким от актуальности сюжетам), однако он не мог скрыть пережитого потрясения. Все яснее Шмидт-Ротлуфф осознает, по собственному признанию, «напряжение между потусторонним и здешним» и пытается в послевоенный период найти в своем существовании объективное начало.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ