Хеккель Эрих (Дёбельн, Саксония, 31.7.1883 — Родольсфиелле, на Баденском озере, 27.1.1970). Хеккель и Шмидт-Ротлуфф подружились в 1901 г. в лицее Хемница и начали рисовать и заниматься живописью вместе. В 1904 г. Хеккель переезжает в Дрезден, где изучает архитектуру. Он встречает здесь Кирхнера и Блейля; в 1905 г. они вчетвером основывают объединение «Мост». Не завершив архитектурного образования, Хеккель всецело посвящает себя живописи. Хеккель, с его взглядами идеалистического характера на дружбу и общину художников, был гарантом сплоченности объединения; взяв на себя административные функции, он фактически стал его организатором. Совместная работа с друзьями, к которым в 1906 г. присоединились Пехштейн и Нольде, была важна для Хеккеля еще и потому, что позволяла осознать близость Ван Гогу с его стихийной манерой самовыражения. Однако вскоре Хеккель понимает, что не сможет достичь завершенности стиля, основываясь лишь на интуиции.
Летом 1907 г. он впервые едет на побережье Северного моря в Дангаст вместе со Шмидтом-Ротлуффом. Общение с природой в ее первозданности и свойственная Хеккелю интеллектуальная строгость лежат в основе разработанного в 1908 г. стиля, сочетающего монументальность и лаконизм. Весной 1909 г. художник отправляется в Италию. Лето проводит с Кирхнером на Морицбургских озерах, а осенью вместе со Шмидтом-Ротлуффом снова едет в Дангаст. Благодаря путешествию в Италию он приближается к цели своих поисков. Особое впечатление произвело на него искусство этрусков, в котором он увидел свой идеал строгости, простоты и одухотворенности. В 1910 г. Хеккель еще пишет в характерной для «Моста» плоскостной технике: создает строгую замкнутую композицию, заполняя плоскость холста красочными пятнами, обведенными по контуру резкими нервными линиями. Сила эмоций, присущая Хеккелю, выражена в суровой, скупой и неожиданно резкой форме. Работая на Морицбургских озерах и в Дангасте, художник пишет пейзажи, городские виды, обнаженную натуру, купальщиц, жанровые сцены. В 1911 г. он работает на побережье Балтийского моря в Прерове, где писал также Явленский. Осенью этого года Хеккель, как и его друзья, поселяется в Берлине; он берет на себя ведение дел в мастерской Отто Мюллера. Перемена обстановки никак не отражается на его творческих пристрастиях. В отличие от Кирхнера, он мало интересуется бурной жизнью большого города и продолжает работать над темами, не связанными с современностью. Его взор по-прежнему обращен к многоликости природы, круговороту времен года, к жизни людей — их надеждам, радостям, горестям. Его кистью движут теплые, гуманные чувства.
1912 год для него богат встречами — в частности, с Макке и Марком; тогда же начинается дружба с Фейнингером. Но главное событие года — выставка «Зондербунда» в Кёльне, где Хеккель и Кирхнер работали над оформлением часовни. В 1913 г. члены «Моста» обособляются друг от друга, и Хеккель начинает выставляться самостоятельно. Он продолжает свои поиски, строит картину, создавая напряжение между взаимно уравновешенными массами. Он использует и открытия кубизма, претворяя их в угловатых, нескладных композициях, позволяющих, однако, достичь совершенно особого светового эффекта. Отблески, преломление лучей, отражения принимают кристаллические формы; зрителю передается прозрачность атмосферы, так что небо, земля, вода и человек соединяются в неповторимую выразительную формулу.
В 1914 г. Хеккель идет на фронт добровольцем; он направлен санитаром во Фландрию. Там он встречается с Бекманом, знакомится с Энсором. Командир Хеккеля, Бекмана и других художников — искусствовед Вальтер Кезбах, который организует прохождение службы таким образом, что они получают возможность раз в три дня заниматься творчеством. В 1918 г. Хеккель возвращается в Берлин. Его живопись развивается в установленных им для себя тематических рамках в соответствии со стремлением художника запечатлеть в искусстве вечное и универсально значимое.