Кирхнер Эрнст Людвиг

0
1369
Кирхнер Эрнст Людвиг

Кирхнер Эрнст Людвиг (Ашаффенбург, 6.5.1880 — Фрауэнкирх, близ Давоса, 15.6.1938). С 1901 г. учится на архитектора в дрезденском Высшем техническом училище. В 1903 г., выдержав предварительный экзамен, поступает в Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства Дебшица и Обриста в Мюнхене; обучается здесь в течение двух семестров. В результате он попадает в центр мюнхенского ар нуво, отнюдь не ограниченного в своих устремлениях формальными аспектами искусства. Требования Обриста, добивавшегося не мимолетного впечатления, а более глубокой выразительности, понимавшего искусство как особую глубинно-интенсивную жизнь, сильно повлияли на Кирхнера. В Мюнхене зарождается грандиозный кирхнеровский идеал, основанный на желании обновить немецкое искусство. Для художника стало очевидным, что живопись, создаваемая в стенах мастерской, далека от подлинной жизни. Он ставит перед собой задачу найти живую жизнь, достичь соответствия между жизнью и искусством. Найти путь к решению этой задачи он постарается в рисунках Рембрандта. Он начинает фиксировать то, что видит, крупными смелыми штрихами, всюду, где это возможно, в любое время; подобному методу работы он следует всю жизнь. В стремительном, захватывающем процессе творчества рождаются новые экспрессивные формы; контролировать, упрощать, закреплять их художнику позволяет рисунок — основной результат его концепции, а также гравюра на дереве. Первые опыты ксилографии относятся к мюнхенскому периоду; впоследствии этот жанр приобретает огромное значение в творчестве Кирхнера; более того, техника гравюры на дереве не без влияния Валлотона и Мунка становится одной из ведущих в немецком экспрессионизме в целом.

Выставка французских неоимпрессионистов, организованная группой художников «Фаланга» под председательством Кандинского, привлекла внимание Кирхнера к проблеме чистого цвета. В 1904 г., вернувшись в Дрезден, он познакомился с Эрихом Хеккелем. Сосредоточившись на занятиях архитектурой, Кирхнер в 1905 г. завершает прерванное образование. Теперь он может полностью посвятить себя живописи; в 1905 г. вместе с Фрицем Блейлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидтом-Ротлуффом он создает художественное объединение «Мост», к которому в 1906 г. присоединяются Пехштейн и Нольде. Художники интенсивно работают в коллективных мастерских, заимствуя сюжеты из окружающей их жизни. Они пишут городские виды, пейзажи, портреты друзей, позже — композиции на темы цирка и мюзик-холла, а больше всего обнаженную натуру. Ими досконально изучено творчество Сёра, Гогена, Ван Гога, Мунка, влияние которых с очевидностью прослеживается в структурно-ритмических особенностях живописной техники вплоть до 1908 г. В этом году Кирхнер впервые отправляется в путешествие на Балтийское море — на остров Фемарн. В общении с природой он разрабатывает знаковое письмо, называя его иероглифическим. Это «иероглифы — в том смысле, что транскрипция природных форм сведена к простым плоскостям, о значении которых догадывается зритель. Переживание порождает все новые иероглифы, они выделяются из совокупности линий, казалось бы хаотичных, и превращаются в почти геометрические символы», — поясняет Кирхнер. Так из стремления к экспрессии возникает упрощенная, при необходимости искаженная форма, способная придать ясность и величие выражаемой мысли. На основе простых и четких контуров, покрывая чистым цветом большие поверхности, художник развивает в 1910 г. принцип плоскостной композиции, характерный и для манеры других художников объединения «Мост», что дало основание говорить о «стилистике «Моста».

Тогда же Кирхнер открывает в Дрезденском этнографическом музее скульптуру южных морей; лапидарность формы, передающей суть первобытной жизни, производит на него глубокое впечатление. Стремясь приобщиться к простоте первозданного бытия, художник проводит летние месяцы на Морицбургских озерах близ Дрездена вместе с Эрихом Хеккелем; написанный им обнаженный человек на фоне пейзажа символизирует ностальгию по естественной гармонии человека и природы. В это время Кирхнер доводит до совершенства свойственное ему колористическое мастерство, с неповторимыми акцентами розового и лилового. В 1910 г. он вступает в берлинский Новый Сецессион; сближается с Отто Мюллером, в 1911 г. они вместе путешествуют по Богемии. В октябре этого года Кирхнер поселяется в Берлине, вместе с Пехштейном создает институт живописи, который, однако, не имеет успеха.

С 1912 по 1914 г. в летний период он снова едет работать на Фемарн, развивает тематику, навеянную Морицбургом. Он воспринимает человека как часть творения. Этому миру явно противостоит опыт жизни в большом современном городе: с одной стороны, естественная свобода среди гармоничного пейзажа, ностальгия по Новому человеку, с другой — экзистенциальная тюрьма, чувство ущемленности, одиночество современного человека. Душа художника бурно реагирует на все это, что находит выражение в его творчестве. Взрывая форму, нервными, лихорадочными линиями он создает образ искусственного, активного, динамичного существования большого города, с его пороками и показным весельем, обнажает противоестественность урбанистической жизни. В уличных сценах, относящихся к 1914— 1915 гг., ему удается запечатлеть портрет современности, обладающий убедительностью притчи и по-своему неповторимый, как все подлинные шедевры. Взятая им на себя миссия — «создать из хаоса картину эпохи» — выполнена.

Напряженная жизнь, которую он ведет, после распада «Моста» в 1913 г. оборачивается экзистенциальным кризисом. В 1914 г. Кирхнер идет добровольцем в армию, но вскоре оказывается полностью сломленным физически и психически. Художник, стремившийся в своем творчестве «засвидетельствовать любовь к людям, ничем их не обременяя», словно повторил судьбу Ван Гога. В 1917 г. друзья привезли его, полупарализованного, в Давос, лечение вновь дает ему силы жить, но в 1938 г. он кончает жизнь самоубийством.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ