Тонкий лёд проламывается без особых усилий. Это все знают. А толстый?..
Многие изобретатели бились над созданием различных приспособлений и устройств для борьбы со льдом — ведь он очень мешает, например, морякам. Так вот, лёд пробовали и пилить, и таранить… Но оказалось, что его лучше всего ломать. Это предложил в 1864 году русский моряк из Кронштадта Иван Критнов. Он придумал срезать нос корабля так, чтобы тот на ходу взбирался на ледовое поле и проламывал его своей тяжестью.
По этому проекту был переоборудован небольшой пароход «Пайлот». Жители Ораниенбаума немало были удивлены, когда на их глазах пароходик лихо расправился с осенним льдом в Финском заливе и на Неве. Так «Пайлот» стал первым в мире ледоколом.
В 1871 году чертежи «Пайлота» были проданы в Германию и послужили основой для постройки нескольких ледокольных пароходов. Потом за создание таких же кораблей принялись в США, Швеции, Дании, Финляндии…
А в России тем временем был задуман и под руководством адмирала С.О. Макарова построен первый мощные ледокол «Ермак», которому нипочём были даже льды Северного Ледовитого океана. Спущенный на воду в 1898 году, он в течение многих десятилетий прокладывал дорогу судам, плававшим по Северному морскому пути. А сегодня потомки славного «Ермака» — ледоколы-атомоходы «Арктика», «Россия» и другие — совершают переходы вплоть до Северного полюса.
Ну а почему всё-таки суда этого класса называют «ледоколами», хотя правильнее было бы назвать их «ледоломами»? Наверное, в силу привычки. Ведь в давние времена, когда не выпускались холодильники, продукты в тёплое время года хранили в ледниках, лёд для которых заготавливали зимой на реках. Откалывали куски льда ломами, пешнями, топорами… А потом и про корабли стали говорить, что они «колют» лёд. Значит — ледоколы…