Шагал Марк

0
716
Шагал Марк

Шагал Марк (Витебск, 7.7.1887 — Сен-Поль-де-Ванс, 29.3.1985). Вырос в большой бедной семье. Простая жизнь в условиях строгого соблюдения еврейских обычаев способствовала развитию глубокой религиозности, которая, наряду с воспоминаниями о мире деревни, окрасила все его творчество. В 1905 г. в Витебске начинается его художественное образование под руководством Иегуды Пена, затем Шагал посещает школу Императорского общества покровительства искусствам в Санкт-Петербурге. В 1908 г. он переходит в школу Званцевой, где его учителем становится Лев Бакст, обративший внимание ученика на Сезанна, Ван Гога и Гогена.

В 1910 г. Шагал получает скромную субсидию для поездки в Париж. Под влиянием фовистов его живопись приобретает экспрессивный, насыщенный колорит. В 1911 г. он осознает свою общность с Леже, Делоне, Глезом, Модильяни, начинает сближаться с кубизмом. Использование цвета, тяготеющее к абстрактности, и принцип симультанности (одновременности) помогают художнику разработать особый способ организации событий и воспоминаний в сложном пространстве картины. В 1911 г. он впервые выставляется в Салоне независимых, в 1912 г. — в Осеннем салоне. Он становится другом поэта Блеза Сандрара, нередко придумывающего названия для фантастических композиций Шагала. В 1913 г. художник знакомится с Аполлинером и Вальденом, устраивающим в 1914 г. первую выставку произведений Шагала в берлинской галерее «Штурм». Искусство Шагала, в котором стремление непосредственно передать внутренний опыт преобладает над чисто формальным поиском, родственно творчеству немецких экспрессионистов. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск, остановившись по пути в Берлине. Начало войны мешает ему вернуться в Париж. В России он накапливает воспоминания; пишет в манере, более близкой к реалистической, не отказываясь от кубистской манеры организации полотна. В 1917 г., после Октябрьской революции, Шагал назначен комиссаром по делам искусства в Витебске. Он основывает здесь художественную школу и становится ее директором. Из-за расхождений с Маливичем в 1920 г. он отходит от дел, а в 1922 г. уезжает в Париж. Здесь он знакомится с участниками нового движения — сюрреализма. Шагала приглашают примкнуть к нему, но, несмотря на личные симпатии и сходство с сюрреалистами в духе творчества, Шагал не принимает их доктрину. Он дорожит своей свободой и предпочитает верность воображению, богатому фантастическими образами, что позволяет художнику развивать искусство, связанное корнями с родным ему фольклором.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ